САНАТОРИЙ "уЗКОЕ" фнкц рр
(9.05.2021 - 5.06.2021)
Художественная выставка "Александра Прегель:
Улицы Парижа"
/Из коллекции Юлии Гаухман и Андрея Трубецкого/
При поддержке журнала "МузееМания" и "Наше Наследие"
Евгения Минаш. Портрет Александры Авксентьевой. Париж, 1930-е.

Жизнь и творчество русско-французско-американской художницы Александры Николаевны Прегель (ур. Авксентьевой; 1907-1984) являются неотъемлемой частью не только истории и культуры России и Российского Зарубежья - сегодня ее наследие, без сомнения, достояние мировой художественной культуры.
Русско-Французско-Американская художница – как верно это определение применительно к уникальному художественному наследию Александры Прегель, весь жизненный путь которой являл собой путь служения: своей Родине – России, с которой ей суждено было расстаться в совсем еще юном возрасте, и воссоединиться с которой художница мечтала всю жизнь; Франции, где прошло профессиональное становление Александры Николаевны как мастера, и где она встретила, разделившее ее жизнь на до и после начало Второй мировой войны; США – стране, где Александра Прегель откроется миру через свои необыкновенно реалистичные и глубинно философские картины, осмысляющие войну, как трагедию XX века.
Сегодня, в год празднования 76-летней годовщины Великой Победы, творчество А.Н. Прегель, воплощенное в прекрасных художественных произведениях, становится своего рода символом единения стран, одержавших победу над мировым злом – нацизмом.
Семья Александры Авксентьевой
Николай Авксентьев со своей дочерью Шурочкой. Париж, 1913
Александра Николаевна родилась в семье видного члена партии эсеров, будущего министра внутренних дел Временного правительства
Николая Дмитриевича Авксентьева (1878-1943) и доктора философии
Марии Самойловны Тумаркиной (1882-1976)
Николай Авксентьев - один из самых известных российских политиков начала ХХ века - родился 16 ноября 1878 года в Пензе, в семье чиновника судебной палаты, выходца из небогатого дворянского рода. Особым прилежанием в школе Николай не отличался, но много читал и окончил гимназию с золотой медалью. Далее, выпускник юридического факультета Московского университета, Н.Д. Авксентьев отправился продолжать образование в Германию, где изучал философию и экономику в Берлине, Лейпциге и Галле. В 1903 году он защитил докторскую диссертацию о философии Ф. Ницше, которая в 1906 г. была издана в России под названием «Сверхчеловек».
Профессиональным философом Николай Авксентьев не стал, ибо его гораздо больше привлекала политическая борьба. Он был превосходным оратором и произносил речи с большей охотой, чем писал. Следует отметить, что основам ораторского искусства он также обучился в Московском университете, приобщаясь на практике к блестящим выступлениям Ф.Н. Плевако и других известных адвокатов. Однако симпатии он привлекал не только ораторским искусством, но и привлекательной, чисто русской внешностью: блондин с серыми глазами, типичная для русского интеллигента русая остроконечная бородка, большой лоб и длинные светлые волосы, как у священника.
Валентин Серов. Портрет Марии Цетлиной. 1910
Мария Тумаркина, мать Александры - была личностью незаурядной, оставившая яркий след в культурной жизни России и Российского Зарубежья.
Родилась она в Москве, совсем юной вступила в члены социал-революционной партии и уехала учиться за границу (ее еврейская национальность не позволила ей поступать в российские университеты). Одновременно с изучением философии она принимала активное участие в политических кружках находившихся там русских студентов. Так она познакомилась с Николаем Авксентьевым, который также был вынужден покинуть Россию, чтобы продолжить образование. Из Московского Университета его исключили за пропаганду против царского режима.
Встреча Мани (так называли друзья Марию Самойловну) и Николая Дмитриевича соединила их судьбы на многие годы. Они полюбили друг друга и решили пожениться после того, как Мария завершит учебу в университете.
На родину Мария Самойловна вернулась уже доктором философии - одна из первых женщин в России, получившая такую степень - ее диссертация была посвящена творчеству великого мыслителя Владимира Соловьева.
Семья Михаила Цетлина (в центре). Париж. 1933
Брак состоялся в 1906 году в тюремной камере, где Николай Авксентьев ожидал приговора суда за участие в революционных событиях 1905 года. Маня, не раздумывая, последовала за осужденным на пожизненную ссылку в Обдорск мужем. Однако Николаю Дмитриевичу вскоре удалось бежать, и он нашел временное убежище в Финляндии. Мария, уже будучи беременной, приехала следом за ним в Гельсингфорс (Хельсинки). Так определилось место рождения их дочери. Едва успели доставить будущую мать в больницу, как появилась на свет Шурочка - Александра Николаевна Авксентьева. Это произошло 15 декабря 1907 года. Спустя несколько месяцев Н.Д. Авксентьев покинул Финляндию. С тех пор, вплоть до октябрьского переворота 1917 года, ему пришлось скитаться по Европе с короткими, тайными приездами на родину.
Мария Самойловна с маленькой Шурочкой вернулась в Москву и оставалась там пока дочери не исполнилось 2 года. Затем они уезжают в Европу, где жизнь была всецело подчинена частым переездам Н.Д. Авксентьева, полностью поглощенного нелегальной политической деятельностью.
Вскоре для Марии Самойловны стало очевидным, что она с ребенком не в состоянии разделять полную опасностей жизнь мужа. В итоге, брак родителей Шурочки Авксентьевой распался.
В последующем Мария Самойловна становится женой литератора Михаила Осиповича Цетлина (1882-1945) – внука основателя крупнейшей в России фирмы «Чай Высоцкого».
Экслибрис Николая Авксентьева, выполненный Александрой Прегель
Несостоявшаяся семейная жизнь не помешала Николаю Авксентьеву и Марии Цетлиной оставаться друзьями, ибо их навсегда связали любовь к дочери, взаимное уважение и общность политических взглядов. Александра, названная именем пензенской бабушки, матери Авксентьева, хотя и жила в новой семье Марии Самойловны, всегда могла бывать у отца и проводить с ним время, когда позволяли обстоятельства. Все эти перемены в их судьбах происходили во Франции еще до октябрьского переворота в России.
Как только до Парижа донеслось известие о Февральской революции 1917 года, Авксентьев срочно выехал в Россию. Александра Николаевна так вспоминала свое прощание с ним:
«Он (отец) пришел, посадил меня на колени и сказал: "Ну, дочка, наконец настал долгожданный день. На нашей Родине революция. Россия теперь будет свободной, и я могу теперь туда ехать и работать для того, чтобы помогать, чем смогу, строить великую, свободную страну нашу Родину". Я страшно расплакалась от волнения, а он гладил меня по голове и говорил: "Ничего, не волнуйся, это великое счастье. Скоро ты тоже туда поедешь, и мы вместе поедем в Пензу и покатаемся по Волге"».
Лев Бакст. Портрет Шурочки Авксентьевой. 1913-1915. Париж


Спустя два месяца Мария Самойловна, вместе с новым мужем и детьми также отправилась на Родину. В Европе все еще шла война, поэтому путь оказался долгим: через Америку, Японию и Сибирь. Судя по количеству взятого с собой багажа, Цетлины были уверены в том, что они окончательно возвращаются домой, и им больше не придется более "кочевать" по Европе.
В последующем Александра Николаевна так описывала свои детские впечатления от проделанного пути: «И вот наконец мы в России. Я смотрела из окна сибирского поезда и думала: Вот эта страна, моя страна, которая теперь будет свободной и счастливой».
В воспоминаниях Александры Николаевны присутствует рассказ о том, как они с отцом посещали Успенский Собор в Москве, описывается их поездка в бывшем царском поезде в Петроград и многое другое. Это были короткие счастливые моменты, оставшиеся в памяти десятилетней девочки.
Окружение
Александры Авксентьевой
"Писатель должен иметь возможность писать, даже если его никто не печатает, значит, надо давать средства для его жизни, т.к. ничего другого он делать не может, и не должен"/Мария Цетлина -Тумаркина/
Александра Авксентьева в Париже. 1935
Несмотря на то, что Александра Николаевна родилась в Финляндии, и в России прожила с интервалами всего 4 года, будучи еще совсем ребенком, именно русский язык останется для нее навсегда родным. При этом она в совершенстве владела французским и английским, хорошо знала немецкий и итальянский, позднее изучила иврит.
Личностное становление юной Шурочки происходило в удивительном окружении: в «салоне Цетлиных» собирались поэты от Вячеслава Иванова до Маяковского, здесь можно было встретить Милюкова и Керенского, Бунина, Алданова, Бунакова, Шмелева, Ходасевича и многих других. Вот как сама Александра Николаевна описывала ту среду, в которой росла:
«Дом моей матери был "открытым" домом. Где бы она ни жила (в Париже до революции, в Москве во время революции, Париже в эмиграции, когда еще были средства, или в Нью Йорке, когда жизнь стала очень скромной)…
Главным ее интересом были литература и поэзия и, вероятно, поэтому ее главными друзьями были писатели. Кроме того, русские писатели за границей были наименее приспособленными людьми и нуждались больше других.
Во Франции в 1920 -1940 гг. русским писателям невозможно было что-либо заработать литературой, и образовалась категория людей, которые жили на пожертвования, собираемые среди более состоятельных эмигрантов.
Можно сказать, что моя мать всегда стояла во главе организации этих сборов и этой помощи. В дореволюционном Париже (1910-1917) у моей матери были друзья среди французских писателей и художников, но только с некоторыми из них (Bourdelle, Cendrars, Verharn и т.д.) она сохранила отношения и после, вероятно она просто не могла уместить всех в своей жизни, так велик был приток эмигрантов после революции.
Она любила людей, интересовалась людьми и умела входить в жизнь других людей. Может быть, несмотря на семью и т.д. ее душевная жизнь не была заполнена и оставались неистраченные силы и эмоции, которые она неожиданно вкладывала в затруднения какой-нибудь семьи или человека…
Среди друзей и знакомых моей матери и Михаила Осиповича Цетлина было также много общественных деятелей, с которыми они были связаны прошлыми общественными интересами или настоящей борьбой против советского режима».
Париж /1918-1940/
Александра Прегель. Испанские танцы. 1934
После октябрьского переворота 1917 года, как и многие вынужденные стать изгнанниками лучшие представители российской интеллигенции, Цетлины покинули Россию и обосновались в Париже. Именно здесь, в одном из самых интересных и притягательных мест Европы, необычайно одаренная девочка начинает постигать секреты художественного мастерства под руководством выдающихся наставников: первыми ее учителями стали близкие друзья Цетлиных Наталья Гончарова и Михаил Ларионов.
В 1922 году Наталья Сергеевна написала такое стихотворение для Шурочки:
Горошек прелестный, изящный и скромный,
Средь травки зеленой и тонких кустов,
Растет, возвышаясь в колючках, укромный,
Маня переливами разных цветов.
Малиновой лентой в косе золотистой
Горит, и мне мнится наш север и рожь…
И в солнца лучах, как во ржи, синий, чистый,
Мелькнет василек, что на небо похож.
И хочется тонко ему засмеяться,
Малиновым смехом в зеленых мечтах,
И с ласкою нежной к нему прикасаться,
Как синие струйки в его лепестках...
Однако не только любимой ученицей стала для блистательной Гончаровой Александра Авксентьева (во многих ее работах визуально и энергетически чувствуется присутствие выдающейся художницы) - это были отношения, пронесенные через всю жизнь, пронизанные «отеческой» заботой и поистине «дочерней» благодарностью.
Александра Авксентьева на пленере. Париж. 1935
Александра Прегель на пленере. Париж, 1938
Здесь же, в столице Франции, семнадцатилетняя Александра приобщается к искусству выдающихся художников Российского зарубежья Александра Яковлева и Василия Шухаева - в 1924 г. она занимается в созданной ими Художественной студии. Параллельно с этим процесс активного профессионального формирования начинающей художницы связан с учебой в Высшей национальной школе декоративного искусства в Париже (L'Ecole Nationale Supérieure des Arts Décoratifs), которую она оканчивает в 1929 году.
Художница активно и успешно работает, и ее картины вскоре становятся неотъемлемой частью выставок.
Борис Прегель
Александра и Борис Прегель. Нью-Йорк, 1954. Публикуется впервые.
«Салон Цетлиных» продолжал свою жизнь и в Париже, превращаясь в один из культурных центров французской столицы. Здесь на одном из вечеров, посвященных творчеству поэтессы Софьи Юльевны Прегель, состоялась знакомство Александры с ее будущим мужем Борисом Юльевичем Прегелем (1893-1976) – ученым–физиком, предпринимателем (совладелец рудников в Бельгийском Конго) и коллекционером, человеком необыкновенных дарований, увлекавшимся литературой, музыкой, живописью.
Став в 1937 году женой Бориса Прегеля Александра Николаевна начинает подписывать свои работы "А. Прегель".
Убежденный противник нацизма, с началом Второй мировой войны Борис Прегель становится одним из создателей антифашистского комитета, и его имя, еще до вступления немцев в Париж, фигурирует в списках гестапо. Семьи Цетлиных и Прегелей покидают Париж.

Александра и Борис Прегель. Нью-Йорк. 1960. Публикуется впервые.
Нью-Йорк /1940-1984/
Александра Прегель в своей Нью-йоркской мастерской. 1949
Окончательный переезд в США - это событие разделяет творческую жизнь Александры Прегель на «до» и «после», ибо судьба трехсот ее картин, оставленных в парижской квартире, по сей день неизвестна.
Однако блистательно талантливая, прекрасно образованная, успешная и сказочно богатая, художница никогда не почивала на лаврах, а всегда оставалась той самой маленькой девочкой Шурочкой, воспринимающей мир чистой, открытой познанию душой. В США, где обосновались Прегели, она начинает свою творческую жизнь в буквальном смысле с чистого листа – как ребенок начинает делать свои первые шаги. Необыкновенно сдержанная, закрытая для общения и погруженная в себя Александра Николаевна открывается миру через свои фантастические по глубине работы: художница не успела воочию увидеть ужасы войны, но ее полотна войне посвященные необыкновенно реалистичны и пронизаны болью и страданием.
Открытие выставки Александры Прегель в Нью-Йорке. 1953. Публикуется впервые

Юля Гаухман, хранительница

наследия семьи Прегель вспоминает:

"Тетя Шура", так она хотела, чтобы я ее называла, доверила мне и моему мужу, когда ее не станет, позаботиться о семейных архивах и документах, хранящихся в их огромной квартире в Манхеттене...
Квартира Александры и Бориса Прегеля в Нью-Йорке. 1972
Выполняя ее пожелание, мы с мужем взялись за разбор архивов. Оказалось, что личные бумаги Александры и Бориса Прегелей составляли только небольшую часть их общего объема. Остальные материалы представляли собой литературные и политические архивы, принадлежащие эмигрантам первой послереволюционной волны. Мы быстро осознали, насколько важны эти материалы для истории Российского Зарубежья. Понять, как они оказались в одном месте, было не сложно учитывая то обстоятельство, что ближайшими родными и друзьями Александры и Бориса Прегелей были выдающиеся деятели эмиграции - письменные свидетельства своей жизни и деятельности они передали Прегелям, ибо справедливо считали, что все это будет сохранено.
Александра Прегель. Нью-Йорк, 1948.
Русско-французско-американская художница – как верно сегодня это определение применительно к уникальному художественному наследию Александры Прегель. Однако сама Александра Николаевна, несмотря на безграничную любовь и к Франции, и к США, на протяжении всей своей жизни мечтала вернуться в страну своего детства – далекую, и вместе с тем столь близкую ее душе и сердцу Россию.
В записях Александры Николаевны Юлия Гаухман нашла такие строчки: "Кто-то однажды привез или прислал отцу лакированный деревянный ящик с русской землей. Этот ящичек казался мне какой-то святыней, самой драгоценной вещью на свете и залогом будущей жизни с отцом в России, где все должно быть необыкновенно хорошо и прекрасно…"
Мечте выдающейся художницы не суждено было осуществиться. Александра Николаевна Прегель уйдет из жизни в Нью-Йорке 26-го июня 1984 года.
Художественная выставка "Александра Прегель:
Улицы Парижа"

Александра Прегель. Улицы Парижа. 1960-е гг.
На выставке, приуроченной к празднованию 76-летней годовщины победы во Второй мировой войне представлены работы, посвященные столь любимой Борисом и Александрой Прегель Франции - их второй после России родине, с которой им тоже волею судьбы суждено было расстаться.
Эта страна навсегда останется не только в их душе - любовь к ней на протяжение всей жизни четы Прегель будет воплощаться в конкретных делах. Борис Юльевич и Александра Николаевна и в военные и в послевоенные годы активно помогали нуждающимся во Франции, принимали участие в обустройстве новых беженцев из Европы, в последующем финансировали дома престарелых под Парижем и многое-многое другое.
Позже тяга и ностальгия по любимому городу воплотится в прекрасных, утонченных в своей простоте работах художницы – наброски карандашом и зарисовки акварелью столь любимых и знакомых ей с юности Парижских улиц.
В частности, будучи большой поклонницей знаменитого французского художника Морисса Утрилло (1893-1955), творчество которого во многом было посвящено зарисовкам старого Парижа, Александра Николаевна во время своей поездки в Европу в середине 1960-х создает серию акварельных работ, посвященных любимому городу.
Сегодня мы, Юлия Гаухман и Андрей Трубецкой, хранители художественного наследия Александры Прегель, впервые представляем эти прекрасные работы вниманию нашей аудитории, созданные в 16-м округе Парижа, в районе Passy (arrondissement de Passy), традиционном месте встреч русской творческой эмиграции.
Куратор выставки: кандидат исторический наук Наталья Ёхина.

Запись и фоторепортаж с открытия выставки в усадьбе "Узкое".
9 мая 2021 года
Экспонаты выставки

Памяти Александры Прегель
Михаил Исаковский
"В прифронтовом лесу"
Исполняет Борис Прегель. Нью-Йорк, 1965.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website